Консультирование подростков и их родителей

 

Работа психолога с подростками имеет свои отличительные особенности. Прежде всего это связано с возрастом таких клиентов — возрастом сплошных противоречий, переживаний, поиска и экспериментов. Подростковый возраст называют критическим возрастом в ши­роком смысле слова. Более точно — выделять подростковый кри­зис как переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому. Другой нормативный возрастной кризис датиру­ется переходом от подросткового возраста к юношескому.

Подростковый кризис — последний и самый интенсивный в своём выражении возрастной кризис детского развития, поэтому клиентами психологов чаще становятся не дети а их родители, просто не готовые к тому, что их чудный, прекрасный, милый, нежный, послушный ребёнок превратился вдруг в злобного, недоверчивого, неразговорчивого, непослушного, нахального подростка. Для психологического консультирования подростковый воз­раст детей наших клиентов — один из самых сложных. Статистика психологического консультирования подтверждает, что количе­ство случаев обращения за психологической помощью в этот пе­риод резко увеличивается. При этом соответственно резко рас­ширяется диапазон запросов клиентов (т.е. родителей): от про­блем первой, чаще неразделенной, любви их дочерей и сыновей — до опасности наркоманий и алкоголизма, от признаков дизморфофобии — до нежелания ходить в школу.

Но главное — теперь сам подросток впер­вые становится настоящим клиентом — субъектом обращения за психологической помощью, ставя, а иногда и не ставя об этом в извест­ность своих родителей.

Все это делает задачу описания особенностей консультирова­ния родителей детей подросткового возраста и самих подростков очень сложной. И все же мы должны выделить здесь наиболее от­четливые ориентиры.

Во-первых, психолог-консультант в своей дея­тельности всегда исходит из психологических нормативных задач воз­раста.

Психологические задачи подростков этого возраста известны — это, прежде всего, задачи самоопределения в трех сферах: сексуаль­ной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоцио­нальной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потреб­ностей: физиологической потребности, дающей импульс физи­ческой и сексуальной активности подростков; потребности в безо­пасности, которую подростки находят в принадлежности к груп­пе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; по­требности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и разви­тии собственного Я.

Во-вторых, психолог-консультант  обязательно должен суметь посмотреть на предъяв­ляемую ему ситуацию глазами подростка. Эта особенность, являясь одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей, основывается на известном положении теоретической возраст­ной психологии: объективная социальная ситуация развития ре­бенка (подростка) детерминирует его психическое развитие и оп­ределяет его психическое здоровье не сама по себе, не автоматически, а только будучи преломленной в его субъективных пере­живаниях, опосредованной его позицией в этой социальной си­туации.

В-третьих, при консультировании диады родитель — под­росток вступают в действие многие рекомендации и особенно­сти, характерные и для консультирования супружеской пары.

В-четвертых, при консультировании родителей и детей под­росткового возраста особым образом срабатывает такой принцип возрастно-психологического консультирования как анализ случая через призму целостного жизненного пути личности.

Этой целостностью является индивидуальный жизненный путь ребенка, который сочетает в себе семейную ситуа­цию сегодня и вчера, факторы риска, болезни, прошлое и буду­щее, генетически заданное и культурно приобретенное, особен­ности прохождения нормативных возрастных кризисов и особен­ности формирования психологических новообразований всех пре­дыдущих возрастов и многое другое.

Не диада «родитель —ребенок», не семья, не сознание мамы или папы и даже не сам ребенок как таковой, а индивидуальный жизненный путь ребенка — вот системный целостный объект, с которым в своей консультативной практической деятельности имеет дело возрастной психолог-консультант.

При работе с родителями детей подросткового возраста часто приходится признаваться в том, что трудности подростка, как и трудности отношений подростка и родителя (родителей), есть за­кономерное отдаленное следствие проблем давно минувших возра­стов его жизни.

Эта закономерность — влияние особенностей прохождения пре­дыдущих возрастов на прохождение последующих — имеет место во всех предыдущих возрастах, но именно в подростковом возрас­те это становится отдаленным следствием, более трудным для восстановления в условиях консультирования. К тому же, под­росток в несравненно большей степени является субъектом своего целостного жизненного пути, чем дошкольник и даже младший школьник.

Для подростка так же характерно расширение рамок «здесь и теперь» в прошлое и в будущее. Многие конкретные техники психологического кон­сультирования подростков предполагают приемы работы с ориентировкой подростка во времени — в будущем и в прошлом, в индивидуальном и родовом для подростка.

Наконец, в-пятых, отличительной особенностью психоло­гической  работы с родителями подростков и с самими подростками является значительно большее, чем в предыдущие возраста, внимание со стороны психолога к зарождаю­щейся сексуальности подростка. Задача поло­вой идентификации — центральная для подросткового возраста. Существует даже гипотеза о ведущей деятельности подростково­го возраста как деятельности по возрастно-половой идентификации.

Записаться на приём

8 964 573-06-63

Ядовитая змея (буддийская притча)

Некогда Будда путешествовал по стране царя Прасенджиты и обнаружил …

Молитва фарисея и мытаря (христианская притча)

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. …

Только часть правды (мусульманская притча)

Пророк Мухаммед с одним из своих спутников пришел в город, чтобы учить …