Экзистенциальный анализ и логотерапия В. Франкла

Логотерапия является Третьей венской школой психотерапии, занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Первые две школы – это психоанализ З.Фрейда и индивидуальная психология А.Адлера. В.Франкл считал, что каждое время имеет свой невроз и каждое время должно иметь свою психотерапию. Современный пациент страдает не от подавления сексуального инстинкта и не от собственной неполноценности, а от бессмысленности существования. Основной человеческой потребностью, по Франклу, является воля к смыслу. Под «волей к смыслу» подразумевают стремление человека к осуществлению наибольшего смысла его существования и реализации в своей жизни максимума ценностей. Франкл дает содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Он вводит представление о ценностях как смысловых универсалиях, являющихся результатом обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу и человеку пришлось сталкиваться в истории. Ценности позволяют обобщить пути, с помощью которых человек делает свою жизнь осмысленной: посредством того, что он дает жизни; посредством того, что он берет от мира; посредством его позиции по отношению к судьбе, которую он не в состоянии изменить. В соответствии с таким подходом выделяют три группы ценностей: ценности творчества; ценности переживания; ценности отношения.

В. Франкл считал, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом, их нужно искать и находить. Смыслы не даны человеку изначально. Человек не можем выбрать себе смысл, он можем выбрать лишь призвание, в котором и обретет смысл.

Невозможность удовлетворения воли к смыслу ведет к возникновению экзистенциальной фрустрации. Экзистенциальная фрустрация сама по себе не патогенна, но может привести к возникновению в духовной сфере бытия человека экзистенциального вакуума. Экзистенциальный вакуум – это переживание тотальной нехватки, или потери, основного смысла существования. Он характеризуется пустотой, состоянием внутренней опустошенности. Клиенты, подпадающие под эту диагностическую категорию, часто жалуются на чувство тщетности и бессмысленности или пустоты и вакуума. Экзистенциальный вакуум может быть явным или оставаться скрытым. Он является причиной возникновения ноогенных неврозов (связанных с потерей смысла жизни и затрагивающих духовное начало в человеке). Франкл называл духовное – ноологическим, чтобы исключить религиозный оттенок.

Ноогенные неврозы возникают не в связи с конфликтами между влечением и сознанием, а из-за конфликтов между различными ценностями. В основе ноогенного невроза лежит духовная проблема, моральный конфликт или экзистенциальным кризис. Фрустрированная потребность в смысле может компенсироваться стремлением к власти или к удовольствию, тогда возникают психогенные неврозы. При возникновении как ноогенных, так и психогенных неврозов показана логотерапия.

Логотерапия центрируется на жизненном смысле и на поиске человеком этого смысла. Логос – значит «смысл», а также «дух». Франкл утверждает, что смысл человеческого бытия и человеческая воля к смыслу доступны только через подход, ведущий в специфическое измерение – духовное измерение бытия.

Рассуждения о человеке в терминах его духовного, ментального и телесного уровней или слоев могут привести к представлению о том, что любой из этих аспектов может быть отделен от других. Но это не разрушает целостность человека, если человеку доступен духовный уровень. Выход на духовный уровень в поиске смысла и его дальнейшая реализация в жизни дает определённое внутреннее напряжение, которое необходимо для психического здоровья человека.

Духовное начало в человеке проявляется за счёт двух фундаментально-антропологических характеристик человеческого существования: способности к самотрансцеденции и способности к самодистанцированию. Самотрансцеденция предполагает, что человеческое бытие всегда обращено на что-то, чем оно само не является, – на что-то или на кого-то, на некий смысл, который необходимо осуществить, либо на бытие близкого человека, с которым оно соотносится. Действительно, человек всецело становится человеком и находит самого себя тогда и только тогда, когда он преданно и самоотверженно служит какому-то делу, с головой уходит в решение какой-то задачи или посвящает себя любви к другому человеку, переставая думать о себе, буквально забывая самого себя. Самодистанцирование аналогично системной рефлексии и подразумевает взгляд на свое поведение и ситуацию взаимодействия с окружающими со стороны.

Записаться на приём

8 964 573-06-63

 

Ядовитая змея (буддийская притча)

Некогда Будда путешествовал по стране царя Прасенджиты и обнаружил …

Молитва фарисея и мытаря (христианская притча)

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. …

Только часть правды (мусульманская притча)

Пророк Мухаммед с одним из своих спутников пришел в город, чтобы учить …